вечный огонь Варанаси...


Как ты понимаешь, не попасть в Варанаси я не могла! Город - история, город - легенда, город - символ! Ну и город - сплошнойтреш (добавляю лично от себя).
Итого, Каши ( Варанаси или Банарас, как его называют местные еще с колониальных времен). 
Ну, поехали!

Мой поезд опоздал (всего! - читай дальше) на 2,5 часа, заселилась в хостел за 400 рупий, где еще и встретила земляков.


Чем собственно привлекает Варанаси? - Смотря кого...Туристов - средневековьем и дикостью. Город смерти: трупы жгут просто на берегу реки. Круглосуточно. В третьем тысячелетии нашей эры - то!
Путешественников - священное место.
Для особо просвещенных это last life"s destanation: многим за честь доживать тут, умереть и быть сожженым...


Зная интерес всех приезжих к этому мероприятию индусы ловко на этом наживаются. В основном это то, что иностранцам запрещено там слоняться, тем более фотографировать. (Ну, за пару сотен рупий можно, конечно;)
Чувак с рецепции в хостеле "упал мне на ухо" и решительно настроился прогуляться по набережной Ганги и поведать о этих самых традициях. Сразу был предупрежден, что денег от меня не получит. Как оказалось, это был жест доброй воли с его стороны.



Так вот.
Набережная Варанаси длиной около 5 км и состоит из своеобразных секций ступенек - гхатов.



Это место встреч, медитаций, сушки стираного белья и ночлега коров:





Вдоль реки есть 2 главных "крематория под открытым небом". То, чем так славится Варанаси. Сколько тысяч лет городу и традициям не скажет точно никто.


Стараясь максимально незаметно, но вместе с тем с удобной для наблюдения позиции, расположиться возле костров чтобы воочию все это видеть и заодно слушать своего экскурсовода.


За местными нравами, когда человек умирает, сжечь его стараются сразу (макс. 6-7 часов) - и все чтобы побыстрее отправить душу усопшего в нирвану. Дома тело моют, обмазывают маслами и "упаковывают" в "кокон" из белой ткани (если это мужчина) или белой с красным (если это женщина).


После чего на бамбуковых носилках семья приносит к "крематорию" на берег Ганга. Простолюдинов сжигают просто на земле, а тех, кто побогаче и "в статусе" - на специальном бетонном постаменте.
Также используют разные дрова: дуб и сандал - дорогое удовольствие, манго и эвкалипт - подешевле. Дров требуется около 300 кг чтобы сжечь тело взрослого человека и занимает это около 3 часов.



Тело умершего окунают в воду реки Ганг, а в рот набирают воды. Тело располагают с севера на юг (голова-ноги). Родные приносят огонь со специального места, где "покупают" его у людей, ответственных за это. С огнем обходят тело 5 раз в знак стихий и поджигают. И семья ждет пока все это горит. Женщин на церемонию не допускают, так как слезы только удерживают душу и не отпускают в нирвану.


Примечательно, что никто не распускает слезы и сентименты, ведут спокойные беседы, угощаются масала-чайком, сваренным тут же, неподалеку.


Священник тоже присутствует с отведенным ему участием. Поминки будут на 10й день.

Остатки тела ( у женщин чаще всего это кости таза, а у мужчин грудной клетки) после огня чаще всего сбрасывают в реку...
Помимо родных всей процессией руководят работники "крематория". Это занятие многовековое и наследственное. Надо упомянуть, что и довольно прибыльное. Участники церемонии получают каждый свои дивиденды: работающий персонал - украшения, золото и пр. Коровы - похоронные венки и цветы. Собаки - остальное. (пусть так многозначительно и остается, ничего корректнее не придумалось)


Не сжигают: беременных, детей, укушенных коброй и священников. Их просто замотанных в ткань сбрасывают в Ганг с лодки.


Интересно, что укушенных коброй оправляют в дальнее плавание с запиской с домашним адресом. Так как верят, что их можно воскресить после некоторого времени.  Даже есть умельцы, которые таким занимаются...[ах!]
Детей в виде небольшого белого свертка с привязанным камнем сбрасывать, отплыв на средину реки.
По поводу туристов в таких местах. В ближайшем радиусе от костра находятся только родственники и работающий персонал. Но если не привлекать особого внимания, одеться максимально скромно и взобраться немного выше по ступеньках - можно с удобного ракурса все это созерцать. Ну тихо и дозировано фоткать тоже.
Дабы не гневить Шиву своим Nikon -ом после пары кадров я оставила эту затею :)

Более того, есть тут же есть электрический крематорий :



Европейки аккуратно стараются не наступать на коровьи отходы, китайцы с фотоаппаратами на шее и марлевых повязках. Меня мало устрашало это. Все  происходящее вокруг вряд ли может вывести с равновесия человека, который точил бутерброды над формалиновой ванной в анатомке.


Ганг для Варанаси что Днепр для Киева. Символ своего рода. 



Все жизненно важные процессы проходят за участием Ганги:
стирка белья и одежды :




место для купаний (бледнокожее создание явно познало нирвану и концентрация лептоспир его не беспокоит:)


и мойки своих священных коров:


а также водопоя:


и остатков похоронных процессий...


Никто не болеет, а превентивным средством является убеждение в святости реки Ганг и всего то!
А также это место для рандеву:


и приема солнечных ванн:


Многие приезжают сюда в прямом смысле доживать последние дни. Умереть здесь считается очищением от всех грехов. Сжиганию поддают всех желающих независимо от религии (кроме мусульман).


Гхаты повсюду разукрашены. (Прим. автора:  солярными знаками из буддийской и джайниской культур, а то антифа сейчас прибежит).


Помимо похорон, трехмиллионный город живет своей повседневной жизнью.




Коровы в абсолютной нирване и  прострации.


Флегматичность. Лэвэл.


Они вездесущие. Питаются отходами и таскают мусор.




Тут же по соседству моют посуду:



продают овощи и фрукты:




готовят кушать:


(обед за 25 центов).

А также услуги парикмахера и стилиста:


швеи:


такси:


и сервис dhl:


Одним словом, все, чего душа пожелает.
Тут в одночасье несут на бамбуковых носилках труп и потрошат кур:



И "черные" сделки подворотен:


Все эти жизненные процессы и процедуры происходят у всех на виду. Тут же купают детей, утюжат занавески, меняют валюту, поклоняются богам, текут реки помой и канализаций.
Примечательно, что для западного человека свойственно всю эту "постыдную бытовуху" делать где-то на задворках и закулисьях, вдали от посторонних глаз.
Но в Индии это происходит ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС. И все одновременно. И при температуре +30. Во обстановка!


Апогеем был поход на рыбный рынок:


 При каждом шаге  сандалии отрываются от липкого пола с характерным хлопком:)


Это мне напомнило картину из книги Зюскинда "Парфюмер", когда она родила Гренуя на рыбном рынке в Париже.



В такой обстановке, спустя некоторое время, любимый burberry бесследно потерялся в ароматах специй, сандала, тухлой рыбы, дыма костров, кардамона и мочи.



Еще Варанаси славится своим шелком:


Одного дня, гуляя по городу, слово за слово разговорилась я со сторожем велосипедов в школе.
Работа у дядьки замечательная - охранять велики детей и собирать плату (1 рупию). Если посчитать, то при 5- дневной школе за 1 доллар свой вел можно парковать 2,5 месяца :)



А, к чему это я? - Он меня пригласил в качестве гостя посмотреть школу.
Директор и педагогический коллектив восприняли мое появление и интерес к школе с большим этнузиазмом. Организовали экскурсию, все расспрашивали да рассказывали.



Угощали масала-чаем:)


Для учеников мои хождения по школе больше разлагали учебную дисциплину: каждый хотел сфоткаться, рассказать и показать свои достижения и проч. Дети везде одинаковые...




Я себя прям послом доброй воли ООН чувствовала.



**********

Из древних источников известно, что "человек, который хочет попасть в Каши, избавляется от грехов трех жизней, человек, идущий в Каши - и того больше, а уж пришедший в Каши - и  говорить нечего. Просто спать в Каши равнозначно медитации, и даже просто находиться там значит быть на пути к просветлению." 


Согласиться с этим или опровергнуть - дело довольно личное. Как бы не парадоксально это звучало, читая все вышеописанное, есть что-то такого особенного у этого города. Ощущение спокойствия и внутреннего умиротворения. Возможно, вкусно пообедав на веранде я смогла сосредоточиться на своих ощущениях впервые за последний период. С чашкой горячего и аудокнигой "Путь домой" Р. Свами, созерцая вечный огонь Варанаси з высоты крыши хостела...

**********

PS. Ну нет, не могу закончить на такой ванильной ноте. Обратная дорога в Дели стала своего рода испытанием. По прибытию на вокзал я узнала, что мой поезд опаздывает на...4 часа. Потом - на 5. Дальше - больше. В конечном итоге, вместо 22 вечера он приехал 05.45 следующего дня. Ночь я коротала на вот таком вокзале:



Тут коровы, крысы, кто-то постоянно просит сфоткаться на память.


Встретила ребят с Австралии и Калифорнии после 7-месячного трипа по Азии. Их поезд опаздывал на 19 (!) часов.


Стоя под экраном мы задавались вопросом "как можно планировать жизнь в стране, где поезда опаздывают почти на сутки?!". Да никак! Только сесть и спеть мантру покоя.
Действия происходили на станции с просто эпическим названием "Мугал Сарай" :D


Залезть на третью полку слиппера и занять горизонтальное положение было нирване подобно!



PPS. Далі буде ;)

Коментарі

Популярні публікації